Убедительно и талантливоДата: 24.06.2012, 13:58 | Статьи » История
![]() История, изображаемая кино- и фотокадрами, постепенно показыва¬ет зрителю развитие национальной сультуры из глубины веков через фхеологические блоки мегалитичес-;ой (дольменной), майкопской, меот-:кой, зихо-косожской и белоречен-:кой культур и трагической страни-;е XIX века. Кавказской войне в фильме уде¬лено довольно много внимания. И 1то важно и необходимо, потому что I советские времена печальная для >боих народов страница истории >ыла под запретом. Но все равно 1амять и кавказцев, и русских удер-кивала эту войну, порождая недо-юлвки, недоверие, подозрительность ( недружелюбие. Особенно тяжело переживают-.я кинокадры депортации адыгов. 'лубоко передана реакция природы 1аладного Кавказа на уход адыгов а чужбину через черкесские сады. *ти старые сады и испыуны — доль-1ены свидетельствуют об отношении природе и культуре прежних хозя-е гор и равнин. В настоящее время сады заброшены, одичали и вырож¬даются. Испыуны почти все разруше¬ны, хотя прошлые адыги-черкесы Се¬веро-Западного Кавказа охраняли и поклонялись им. Во втором фильме «Черкесия. Адыгэ хабзэ/> проиллюстрированы и прокомментированы более двад-цати обычаев адыгов. Почти все они в том или ином виде есть чли были у других народов. Но все дело в том цельном этикете, который был выработан в течение средневековья а некоторые обычаи еще раньше, в так называемую нартскую эпоху, то есть гомеровскую и античную. Кодекс правил поведения чер-сесского этикета был закреплен адыгэ хабзэ — своего рода консти-туцией и безотказно действовал в'^ течение всех веков', предшествовав¬ших Кавказской войне. Все основ¬ные институты жизни, адыгского общества были настолько четко и рационально «расписаны», что обес¬печивали морально-этический и пси-хологический баланс в обществе. Задачей режиссера было подо¬брать символы выражения каждого хабзэ (обычая или даже закона) и проиллюстрировать его яркими кад¬рами. Огромный труд проделан командой Аскербия Нагаплева в подготовке материала для съемок. Наверное, без помощи московских коллег осуществить э'п было бы не- возможно. Общее впечатление от фильма таково: талантливо показа¬но высокоорганизованное, гуманное, цивилизованное общество. Особенно удачно и красиво проиллюстрированы такие хабзэ, как хачако, — гостеприимство, встреча всадника с женщино1" прекращение поединка женщиной, застолье, встре¬ча старшего в пути, рождение ре¬бенка, «нысащэ джегу», поклонение дереву, аталычество, обычай «чапщ». Великолепно показаны в филь¬ме отношение к старшему и отно¬шение к женщине. Ч^'ко, грамотно и изящно прочитала текст Светлана Кумпилова. Отлично сыграны сце¬ны артистами Национального теат¬ра Адыгеи, в частности Зауром Зе-ховым. Фильм пропагандирует правила, которые перспективны в смысле их возрождения. И не только адыгами. Аскербий Нагаплев данной ди-логией «Черкесия» и «Черкесия. Адыгэ хабзэ» показывает всему миру, на что были способны наши предки и какими достижениями на¬циональной культуры адыгский эт¬нос может поделиться с другими на¬родами. В этом большая заслуга ре-жиссера и сценариста, патриота на¬ции Аскербия Ноховича Нагаплева. Н.ЛОВПАЧЕ, искусствовед, заслуженный деятель культуры РА.
Просмотров: 3371
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем. |
Комментарии